До заключения договораСложности возникают ещё на этапе предстрахового осмотра
автомобиля. Это — обязательная процедура при заключении договора каско. Некоторые страховые компании (СК) предлагают пройти её удалённо через приложение, но это скорее исключение. Как правило, осмотр проводит специалист СК — ищет скрытые повреждения, сверяет комплектацию с данными ПТС, оценивает рыночную стоимость машины и, наконец, составляет акт осмотра.
Но, прежде чем подписывать документ, стоит обратить внимание на формулировки в нем. Например, обнаруженные царапины могут отметить как «трещины», а ржавчину на бампере записать как механическое повреждение. Если не проверить эти моменты, при наступлении страхового случая СК может отказать в компенсации, так как реальное состояние машины не будет соответствовать зафиксированному на бумаге. Типичная ситуация: во время движения в лобовое стекло прилетел камень, появилась трещина. Если в акте уже была пометка о наличии трещины, страховая может решить, что повреждение появилось раньше.
Иногда специалисты СК
предлагают не вписывать часть повреждений в акт осмотра (разумеется, за «вознаграждение») и убеждают, что таким образом можно сэкономить на стоимости полиса, ведь на бумаге машина будет в идеальном состоянии. А уже имеющиеся повреждения можно представить как свежие и получить за них выплату. Но такая практика может выйти боком — если страховой случай всё же произойдет, и специалисты установят, что повреждения возникли до аварии, компания откажет в ремонте. Но даже если компенсацию удастся получить, она повысит коэффициент аварийности и приведет к увеличению стоимости полиса в будущем. Так, разовая попытка сэкономить оборачивается большими расходами в перспективе.
Ещё один вид мошенничества связан с коэффициентом бонус-малус (КБМ). Этот мультипликатор показывает, как часто водитель становился виновником аварии. За каждый год безаварийной езды КБМ уменьшается, снижая стоимость полиса. Неудивительно, что на рынке можно встретить мошенников,
обещающих «исправить» КБМ, чтобы водитель мог получить лучшие условия по договору. Некоторые мошенники предлагают отправить заявление о пересмотре коэффициента в надзорные органы. Другие идут ещё дальше и обещают «удалить» лишние ДТП из базы АИС, где хранятся сведения обо всех авариях.
На такие предложения лучше не соглашаться. Даже если мошенник модифицирует записи в базе АИС, информация об авариях останется у страховой компании. Поэтому деньги будут потрачены зря — страховая компания обнаружит недостоверные сведения и попросит доплатить за полис, а в более серьезных случаях может обратиться в компетентные органы.
В некоторых случаях КБМ действительно может быть ошибочным. Например, если водитель менял права и не попросил страховую компанию учесть коэффициенты за предыдущие годы. Иногда СК допускают опечатки в персональных данных, и из-за этого клиенту присваивается чужой КБМ. Проверить свой коэффициент можно
на сайте национальной страховой информационной системы. Если КБМ отличается от зафиксированного в договоре, достаточно подать заявление о перерасчете в страховую компанию.