Журнал insurance Team

Электромобили и страховки

Полисы на электрокары оформляют по общим правилам. Но в перспективе подход может измениться
Есть потенциал

По самым оптимистичным оценкам в России доля электротранспорта не превышает 3%. С одной стороны, это означает, что рынок находится в зачаточном состоянии, с другой — на нём есть потенциал для роста.

Так и происходит: в первой половине прошлого года дилеры продали в семь раз больше электромобилей, чем за аналогичный период годом ранее. Вырос спрос и на «вторичке» — за 2021-й сразу на 223%.

В такой обстановке дилеры постепенно выводят на рынок больше автомобилей, что может способствовать и расширению инфраструктуры зарядных станций. Хотя здесь еще необходимо проделать огромную работу. Сегодня значительная часть чарджеров установлена в Москве. В других городах найти розетку для «зеленого» авто достаточно сложно. Но в Ассоциации европейского бизнеса ожидают, что рост продаж электромобилей и, как следствие, рост всего рынка может замедлиться. Со следующего года правительство решило вернуть пошлину на ввоз электрокаров. Однако есть вероятность, что ситуацию пересмотрят в будущем — аналогичные правила уже работали в 2016-м.

В то же время регуляторы запускают новые программы господдержки. Например, водители смогут получить скидку в 25% на собранные в стране электромобили. Программа рассчитана до 2030 года.

Разброс цен

Страхование электромобиля ничем не отличается от страхования других транспортных средств. Владельцы все так же должны заключить договор ОСАГО. В настоящий момент его стоимость рассчитывают по стандартным тарифам, учитывающим как стаж водителя, так и мощность мотора.

По нашему опыту — на 5000 заявок приходится лишь один расчет по электроавтомобилю. При этом только одна из двух сделок по ним включает автоКАСКО вместе с ОСАГО. Вот так выглядит наш пример расчета КАСКО для Audi e-tron (при стоимости автомобиля 8 млн рублей):

  • Ингосстрах: 160186 руб.
  • РЕСО-Гарантия: 402360 руб.
  • АльфаСтрахование: 322860 руб.
Как вы можете видеть, присутствует слишком большой разброс по ценам. Конечно же, пока топливные автомобили значительно экономнее в части вопроса страхования по КАСКО, плюс — порядка пяти страховых компаний просто отказываются принимать на страхование электромобили.
Фото: Remy Lovesy / Unsplash.com
Даже с учетом роста спроса на Tesla в московском регионе застраховать по автоКАСКО такой автомобиль будет практически невозможно. Мы за прошлый год сделали порядка двух десятков запросов — ни одного одобрения.

Что дальше

В целом сегодня даже относительно бюджетные электромобили имеютсотни лошадиных сил, что отражается на общей стоимости владения электрокаром, которая и так может превышать стоимость владения «традиционным» авто даже в долгосрочной перспективе. Этот факт тормозит электрификацию автомобильного парка и развитие зарядной инфраструктуры.

Чтобы исправить ситуацию, еще несколько лет назад в правительстве предложили ввести скидку на ОСАГО для владельцев экологичного транспорта. Судьба инициативы пока туманна, но в этому году электромобилям могут открыть бесплатный проезд по платным магистралям. Это — достаточно распространенная практика в Европе.

Эффективность этой и других мер еще предстоит оценить, а пока развитие в сфере страхования электрокаров идет в основном за пределами нашей страны. Так, в октябре Tesla Insurance запустилостраховку для своих автомобилей. Цена полиса зависит от того, как часто клиент резко тормозит, поворачивает, отключает системы помощи и получает предупреждения о столкновении. Аккуратные автолюбители сэкономят до 40%.

К сожалению, подобные инициативы и проекты без участия страховщиков в России в ближайшие 7-10 лет мы скорее всего не увидим.