В целом в нише insurtech-стратапов прошлый год в этом отношении стал показательным. Проекты,
работающие за пределами России, привлекли более 7 млрд долларов инвестиций. Объем вырос на 12% по сравнению с суммами, которые им доверяли годом ранее. На нашем рынке тоже
естьсделки, и исчисляются они миллиардами рублей, но пока все-таки носят единичный характер. Несмотря на многообещающие перспективы, страховые агенты и ИТ-бизнес не готовы рисковать и в одиночку работать с требованиями регуляторов и скепсисом потребителей, если брать пример им не с кого.
Без взаимопомощи не обойтисьОжидать, что кто-то бросится менять законодательство ради пары стартапов, бессмысленно. Однако крупные игроки могли бы обеспечить своего рода «песочницы» для новых insurtech-проектов за счет экспертизы своих юридических отделов и опыта топ-менеджмента. Представителям руководства страховых компаний подошла бы роль советников технологических команд, чтобы вести с ними диалог и обмениваться знаниями. В свою очередь, стартапы были бы защищены от ошибок и вместе со старшими товарищами могли бы сформулировать запросы об уточнении тех или иных норм закона, чтобы адаптировать их к своей работе и становиться прозрачнее для регулятора.
Пока этого не происходит, мы можем говорить лишь о том, что в страхование идут монополисты из других технологических сфер —
например, Ant Financial, фактически являющаяся подразделением Alibaba. Они предлагают новые модели страхования и, скорее всего, в рамках нескольких лет — в силу огромной базы пользователей и сопутствующих финансовых услуг — смогут влиять на регулирование, исходя уже из собственных потребностей. А значит, и конкурировать с традиционными страховыми продуктами. Какой объем рынка достанется при этом агентам и их материнским страховым компаниям — большой вопрос, о котором сегодня мало кто готов вести разговор.
Открыть нельзя ограничиватьС пунктуацией в этом словосочетании только-только разобрались в банкинге. Там наконец-то нашлись и те, кто подает пример, и песочницы для экспериментов, поэтому работа над открытыми интерфейсами (Open API) всего за пару лет перешла от стадии инициативы к реальным проектам.
В страховании тоже есть такая ветвь — OPIN или Open Insurance Initiative. По аналогии с открытым банкингом она предлагает переход к использованию
программных интерфейсов. За счет этого можно добиться иной динамики развития агентского сегмента в сфере страхования.