Нужно больше штрафовВ ряде регионов России 60% водителей
ездит без ОСАГО. Точное их количество оценить сложно, но оно определенно увеличивается на фоне кризиса в индустрии. В 2022 году страховые компании
оформили на 4% меньше полисов, по сравнению с предыдущим периодом.
Эксперты отмечают, что водители разочарованы программой обязательного страхования. Оформить полис на отдельные виды транспорта практически невозможно, при этом недобросовестные страховщики затягивают сроки ремонта, занижают положенные выплаты. В то же время штрафы за езду без ОСАГО не менялись уже десять лет. Сложилась ситуация, когда водителям проще и дешевле заплатить штраф, чем заключить договор автогражданки.
От этого страдают порядочные автовладельцы. В случае ДТП с «бесполисным» автолюбителем, они вынуждены самостоятельно взыскивать компенсацию с виновника — в добровольном порядке или через суд.
Чтобы исправить ситуацию, регулятор
предложил ужесточить наказание за езду без ОСАГО — с 800 до 5000 рублей. Дополнительно Минфин хочет ввести градацию штрафов для физических и юридических лиц. Так, водителю такси за езду с просроченным полисом
будет грозить штраф на уровне 100 тыс. рублей.
Инициативу объясняют большим количеством ДТП с участием такого транспорта. Для понимания, ОСАГО есть только у 35% таксистов, что, опять же, повышает издержки при аварии для пассажиров и других участников движения.
В качестве альтернативы депутаты предлагают вычислять водителей без полисов по камерам и
взимать штрафы за каждый такой проезд под системой фотофиксации [в этом случае штрафы можно и не повышать]. Но у этого подхода есть свои проблемы — уже обсудили их
в предыдущем материале.
В целом предлагаемые изменения представители индустрии встретили негативно, и одного увеличения штрафов недостаточно, чтобы простимулировать людей покупать ОСАГО. Президент Московского транспортного союза
отметил, что страховые компании сами отказывают клиентам в оформлении полисов. Особо остро проблема стоит перед владельцами коммерческого транспорта, которым навязывают с ней дополнительные услуги. Важным элементом сокращения числа водителей без полиса может стать открытая система, которая позволит фиксировать отказы в оформлении ОСАГО. Так, вопрос будет у всех на виду.
Вторая жизнь запчастейНа российском рынке не хватает автомобильных запчастей. Санкции
нарушили логистику, уход иностранных компаний усугубил ситуацию. Параллельный импорт спасает, но лишь частично.
На фоне сложившихся проблем представители страховых
хотят запретить водителям отказываться от выбранной компанией станции техобслуживания, увеличить сроки ремонта по полису с 30 до 60 дней и разрешить применять ранее использованные автозапчасти. К слову, в Госдуме уже
предложили развивать индустрию по восстановлению б/у деталей. Хотят ввести маркировки, стандарты работы. Считается, что ремонт компонентов будет на 50% дешевле, чем выпуск новых комплектующих.