Системы телематики не стоят на месте. На Западе уже готовы решения, позволяющие с высокой точностью отслеживать геолокацию
миллионов автомобилей в формате real-time. Расскажем, зачем все это нужно.
Телематика на стероидахПо
некоторым оценкам, к 2025 году транспортные средства будут генерировать более 25 Гбайт данных в час. Причем речь идет не только о метриках вроде скорости движения, запаса топлива, количества резких разгонов и торможений, но и о служебной информации — о функционировании бортовых систем и данных о местоположении авто в тот или иной момент его «жизни».
На рынке уже есть такие технологии — американская компания The Ulysses Group
представила систему, способную отслеживать местоположение 15 млрд автомобилей в любой точке мира за исключением Северной Кореи и Кубы. Она также ведет историю передвижения транспортного средства.
Эксперты
предполагают, что решение основано на взаимодействии и анализе данных, поступающих с инфотейнмент-систем, компьютеров, навигаторов и иных программных средств, работающих на борту и подключенных к сети.
Высока вероятность того, что в перспективе страховые компании обратят внимание на подобные технологии, либо договорятся о сотрудничестве с их поставщиками. В итоге СК смогут опираться на big data сотен тысяч клиентов для профилирования стиля вождения и проведения страхового скоринга по расширенному числу показателей. Да и их клиенты — при общих равных — скорее всего получат определенные преимущества.
В чем выгодаВысокоточный трекинг автомобилей в режиме онлайн способен искоренить угоны. Об этом совсем недавно говорили на технологической конференции CES 2021 ведущие специалисты индустрии. Даже если машину увезут в кузове грузовика или на эвакуаторе — владелец сможет отследить хотя бы часть пути, по которому передвигались злоумышленники.
Вместе с этим real-time трекинг позволит разрешать спорные ситуации на дороге в случае ДТП. Страховые компании получат доступ к исчерпывающей информации об инциденте и смогут оценить, как в точности двигались транспортные средства до столкновения и какой стиль вождения привел к происшествию. Такой подход усложнит жизнь автоподставщикам, желающим получить несправедливую компенсацию. В то же время продвинутый анализ маршрутов позволит сверять данные по пробегу. Если показания телематики значительно расходятся с одометром, значит, скорее всего, его «скручивали».
Нельзя исключать, что данные пригодятся и для расчета стоимости и комплектации необходимых расходников при прохождении технического обслуживания автомобиля. И это все помимо расчета стоимости страховки.
Не так быстроНесмотря на потенциальные преимущества, специалисты по информационной безопасности говорят, что риски все еще слишком высоки. Сбор телематических данных для real-time трекинга создает угрозу масштабных утечек. Бортовая телеметрия представляет собой «дополнительную точку уязвимости» и
открывает возможности для злоумышленников по слежке за транспортными средствами и банальной перепродаже персональных данных.
Стоит ожидать, что в ближайшем будущем регуляторы обратят на эти вопросы пристальное внимание. Собственно, ими уже занимается ряд сенаторов в США. Они
провели собственное исследование рынка персональных телематических данных и выяснили, как их собирают, обменивают и перепродают. Результатом такой работы
стал новый законопроект — Not For Sale Act, представленный в конце апреля. Он может ужесточить регулирование оборота таких данных и существенным образом ограничить к ним доступ со стороны страховщиков.
Пока готов лишь драфт документа. Как его примет экспертное сообщество, еще предстоит увидеть, но всегда есть шанс, что по стопам американских коллег последуют правительства других государств и российские регуляторы.