Как былоВсе легковые автомобили старше четырех лет (не работающие в такси) должны были проходить техосмотр раз в два года. Транспортные средства, которые ездят по дорогам уже более десяти лет, — каждый год.
Станция заполняла электронную диагностическую карту, данные которой вносились в Единую автоматизированную систему технического осмотра (ЕАИСТО), и выдавала её бумажную копию. Этот документ использовали страховые для заключения договора ОСАГО и расчета страховой премии.
За езду без диагностической карты предусмотрели штраф, а страховая компания могла предъявить регрессный иск, если водитель становился виновником ДТП без нее (не проходил техосмотр).
Как сталоВ ГИБДД
посчитали, что следить за состоянием своего транспортного средства должны владельцы, поэтому предложили отменить техосмотр для частных легковых автомобилей и мотоциклов. Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения поддержала инициативу, и соответствующий законопроект примут в ближайшее время.
Так, техосмотр станет добровольным, но все же будут ситуации, когда его придется пройти. Например, при покупке и переоформлении транспортного средства, но только в случае, если его возраст превышает четыре года. В то же время регулятор отмечает, что новое предложение не затронет коммерческий транспорт. Такси, грузовики, автобусы и автомобили юридических лиц
будут ежегодно проходить ТО, а транспорт старше пяти лет — раз в полгода.
Практически любое изменение со стороны регулятора может подтолкнуть страховщиков к пересмотру ставок. И речь не только о новом законе.
Вчера под нашим материалом о маркетплейсах читатель
рассказал в комментарии, что ОСАГО ему предложили стоимостью в разбросе от 5 до 11 тыс. Мы решили подробно на этом остановиться. В результате подтвердили информацию, что ряд страховщиков просто не обладают технической возможностью (или умышленно не хотят этого делать) переноса скидки со старого на новое водительское удостоверение. Ссылаясь на то, что автолюбитель обязан был в рамках действия текущего ОСАГО вносить изменения. Здесь также никому нет дела, что до окончания старого ОСАГО – 1-5 дней и авто в этот период не эксплуатируется.
Поэтому и от изменений, связанных с ТО, не стоит ждать прорыва.
Что-то нужно было делатьДискуссии о судьбе техосмотра в России ведут с начала года. С 1 марта регулятор
ввел обязательное фотографирование на станциях техобслуживания с указанием геолокации. На этот шаг пошли, чтобы
побороть практику покупки документа «удаленно» без предоставления машины на осмотр.
Следующим стал закон, который освободил страховщиков от обязанности проверять наличие действующей диагностической карты при оформлении ОСАГО. Водителям стало достаточно
стандартного набора документов.
Необходимость проходить ТО до получения полиса
создавала проблемыводителям в отдаленных регионах, где мало точек обслуживания. Владельцы транспортных средств были вынуждены садиться за руль без полиса страхования автогражданской ответственности и в случае ДТП возмещали ущерб пострадавшим участникам дорожного движения из своего кармана.
Проблем
добавила прошлогодняя неразбериха, когда на время локдауна регулятор разрешил заключать договоры ОСАГО без свидетельства о прохождении техосмотра. Однако страхователей все равно обязали предоставить этот документ сразу после снятия ограничительных мер.
Подводные камниОператоры станций технического осмотра
выступают против отмены обязательных техосмотров. Оно и понятно, основная масса транспортных средств в России — это легковые авто, и новая реформа может привести к резкому сокращению доходов и закрытию станций ТО. С учетом того, что
не все из них соответствуют требованиям по фотографированию, закон может усугубить ситуацию с нехваткой специализированных точек.
Эксперты также отмечают, что после отмены техосмотра потребуется внести корректировки в КоАП. Дело в том, что с марта следующего года начнет действовать новый штраф 2 тыс. рублей за езду без диагностической карты. Нарушения должны фиксировать дорожные камеры, но не более одного раза в день. Скорее всего, новый законопроект внесет соответствующие поправки, но пока непонятно, как будет развиваться ситуация.
Отдельное внимание стоит уделить вопросам, связанным со страховыми выплатами. Неизвестно, будут ли страховые предъявлять
регрессные иски к виновникам ДТП, автомобили которых находятся в плохом состоянии.