Журнал insurance Team
Вновь платные дороги?
Минтранс может предложить дополнительный стимул для отказа от личных автомобилей


В чем суть инициативы

У нас в стране есть только одна полностью платная трасса — M11, соединяющая две столицы. Остальные федеральные направления включают лишь отдельные платные участки. Однако Министерство транспорта предложило ввести «покилометровую» плату за перемещение по всем дорогам.

К 2025 году — по трассам регионального значения, а к 2035 — по городским дорожным сетям. Взамен в правительстве хотят сделать бесплатным проезд на общественном транспорте. Такой подход позволит сократить нагрузку на дорожную сеть (особенно в крупных городах) и стимулировать жителей чаще ездить на метро, автобусах, троллейбусах и трамваях.

Новый законопроект также позволит решить проблему, связанную с обслуживанием дорожной инфраструктуры. Сегодня часть этих затрат покрывают акцизами на топливо. Платная модель позволит сгладить переход на транспорт с альтернативными источниками энергии.

Кто за, кто против

Инициативу поддержал «Союз пассажиров России». В организации убеждены, что водители не будут платить больше, но только если акциз на топливо будет отменен. Инициатива не нашла поддержки среди автолюбителей и связанных с ними общественных организаций. Представители «Движения автомобилистов России» уже давно говорят, что платные дороги ограничивают право на свободное перемещение. Кроме того, инициатива приведет к росту стоимости товаров и услуг, требующих грузоперевозок.

С критикой законопроекта также выступили координаторы движения «Синие ведерки». Они считают несправедливым потенциальное повышение финансовой нагрузки на водителей. Им уже приходится платить за въезд в отдельные населенные пункты, парковку и оплачивать транспортный налог. Кстати, с принятием законопроекта не исключено, что автолюбителям придется приобретать и специализированное оборудование — транспондеры.
Egor Myznik / Unsplash.com
Хотя законопроект пока не принят, и работа над ним продолжается. К 2025 году регулятор может отказаться от проблемных позиций и добавить уточнения. Вполне возможно, что некоторые из них будут связаны со страховками.

К вопросу о страховании

Страховые компании могут проработать новые модели страхования — не исключено, что они будут ориентироваться на опыт зарубежных коллег, как в случае с внедрением электронных документов.

Так, в Мексике уже страхуют ответственность автомобилистов за проезд по платным участкам дорог. Соответствующий чек представляет собой полис, который покрывает расходы на восстановление дорожного полотна, «отбойников» и столбов освещения при аварии.

Можно предположить, что страховые начнут плотнее работать и с имуществом автомобилистов. Уже сейчас некоторые из них предлагают услугу страхования транспондеров. Постепенно сервис становится все более востребованным, и с принятием законопроекта он получит еще большее распространение.