Минутка теорииАгенты — связующее звено между страховыми компаниями (СК) и их клиентами. Страховку можно купить напрямую у СК, а можно обратиться для ее оформления к агенту. Второй подход популярен как в западных странах, так и в России.
В KPMG
отмечают, что агентская сеть выступает драйвером роста всего рынка страхования. Такой эффект легко объяснить самой сутью работы агентов. В идеальных условиях она строится на доверительном сотрудничестве с клиентами, которым агенты помогают разобраться в формальностях, подбирают выгодные варианты страхования и сопровождают процесс урегулирования при наступлении страхового случая. Словом, говорят с клиентами на одном языке и не пропадают после заключения сделки.
Именно поэтому эффективность агентов зачастую выше, чем при работе с другими каналами продаж страховых услуг, даже силами самих СК. Причем в некоторых отечественных страховых доля сборов, поступающих со стороны агентов,
превышает 50% от всех клиентских взносов. Конечно же, СК заинтересованы в привлечении и подготовке как можно большего числа агентов, что подтверждает статистика. К концу 2020-го в России
работали уже 171 тыс. таких специалистов — на 7 тыс. больше, чем годом ранее.
Дошло до того, что страховые
начали запускать специальные фонды, где агенты могут накапливать деньги, выделяемые акционерами. Помимо этого Минфин
планирует допустить к работе на российском рынке иностранных страховщиков — они смогут заниматься добровольным страхованием, перестрахованием и ОСАГО. Конечно же, начнут искать новые методы для мотивации и привлечения большего числа страховых агентов.
Однако конкуренция в этой нише сегодня возрастает не только в силу роста количества игроков, но в том числе и потому, что многие агенты все еще не понимают, как использовать ИТ в бизнесе, и почему работа в формате
«веду все дела в Excel и делаю все по старинке» может похоронить их карьеру.
«За» или «против»Однако есть и другая сторона: в некоторых случаях неопытный агент может причинить страховой компании вред. Представим ситуацию: агент хочет сохранить клиента, чтобы получить комиссионное вознаграждение. Произошел страховой случай, после него страховщик А повышает этому клиенту тариф — в такой ситуации агенту проще всего предложить клиенту перейти к страховщику Б и тем самым сохранить свои комиссионные.
Выгодна такая ситуация только самому агенту, и то в краткосрочной перспективе. Страховая теряет клиента, а тот — возможность хорошо сэкономить в будущем. Мой опыт говорит о том, что многие компании ценят постоянных клиентов и совершенствуют системы их удержания. Например, со второго года страхования зачастую появляется возможность получения выплат без справок, с третьего — дополнительный безаварийный коэффициент и т.д. В сумме бонусы за приверженность страховой нередко оказываются больше, чем единовременная скидка при смене СК.