Что по законуПо правилам ОСАГО страховая действительно может расторгнуть договор с клиентом в одностороннем порядке. Однако список причин короткий — все они прописаны
в пункте 1.15 положения Банка России № 431-П.
Первая причина довольно обширная. Это —
случаи, предусмотренные законодательством РФ. На практике к ним относят ликвидацию страховщика или юридического лица, выступающего страхователем. Здесь все понятно: страховая компания не сможет выполнить обязательства, если её в принципе не существует. Подобные ситуации встречаются крайне редко.
Под эту же категорию попадает отзыв лицензии СК. Компания расторгает все договоры и возвращает клиентам деньги — если это предусмотрено соглашением.
Что важно, в этом случае полисы ОСАГО продолжают действовать! Просто в случае аварии платит не страховая компания, а специальный фонд Российского союза автостраховщиков (РСА).
Вторая причина —
ошибки при оформлении документации. Например, если водитель
сообщил ложные данные об авто с целью сэкономить на полисе. В принципе, поводом для расторжения договора ОСАГО может стать любая ошибка в тексте документа. Но с некоторыми из них вполне можно спорить. В прошлом году Банк России признал
незаконным аннулирование полиса из-за неправильного номера квартиры заявителя. Как отметил регулятор — номер квартиры не влияет на страховые риски.
Проверить, действителен ли ваш ОСАГО, можно
на сайте РСА. Укажите серию и номер полиса, а также дату, на которую запрашиваются сведения.
Как выявляют ошибкиДанные в договоре «пробивают» по государственным
реестрам — базам такси и ГИБДД, спискам заводов-производителей. Большую часть проверок проводят автоматически, но иногда договоры проверяют вручную. Сотрудники СК часто смотрят на категорию и цель использования транспорта — для личных или коммерческих поездок. Водители такси скрывают эту информацию из-за сложностей при оформлении полисов и неформальных отказов.
Также проверяют территориальный коэффициент. Однако политики страховых компаний по этому вопросу отличаются. Часть компаний определяет коэффициент по данным из паспорта владельца машины, другие — по информации в свидетельстве о регистрации транспортного средства или ПТС [если автомобиль поставлен на учёт в ГИБДД]. Поэтому перед оформлением договора желательно уточнить алгоритм проверки в офисе страховщика.
По закону автовладелец обязан сообщить страховой об изменении сведений, указанных в действующем полисе — например, при замене ВУ или СТС. Любое несоответствие, и инспектор ГИБДД может посчитать полис недействительным, а за это правонарушение у нас предусмотрен штраф.
Когда полис можно восстановитьВ среднем из-за ошибок в данных страховые
расторгают порядка 1,5% договоров ОСАГО ежемесячно. Однако их можно восстановить, если:
- В договоре проставлены неправильные единицы мощности двигателя — например, киловатты, вместо лошадиных сил.
- Мощность двигателя отличается не более чем на одну лошадиную силу как в большую, так и меньшую сторону.
Договор корректируют с помощью дополнительного соглашения. Если автовладельцу необходимо доплатить определенную сумму, он должен сделать это в течение 10 дней. В противном случае договор будет расторгнут без возможности восстановления. Отменить аннулирование не получится и в том случае, если клиент неправильно указал категорию ТС и цели его эксплуатации.