Журнал insurance Team
Что с ремонтом по страховке
Запчастей на рынке не хватает, страховые всё чаще предлагают денежные выплаты
Почему штормит рынок автозапчастей

С начала года стоимость автозапчастей выросла на 13%, по некоторым позициям рост составил 50%. Тренд затронул не только европейские марки, но и китайские автомобили. Эксперты отмечают, что на цену деталей влияет целый спектр факторов: инфляция, удорожание логистики, проблемы с оплатой.

Все чаще страховые компании отказываются восстанавливать автомобили по страховке и предлагают заменить натуральное возмещение денежными выплатами. Многие автовладельцы ищут обходные пути, самостоятельно ищут и привозят запчасти для ремонта из соседних стран — например, Казахстана и Беларуси — а страховые оплачивают их стоимость и дальнейшие работы.

При этом стоимость запчастей в этих странах порой оказывается ниже. Так, в Беларуси действует регулирование цен на комплектующие. По закону надбавка импортера и торговая надбавка не могут превышать 45% и 35% от стоимости детали соответственно. Эксперты отмечают, что такая законодательная мера привела к снижению закупочной цены на запчасти, особенно китайские.

На общую ситуацию также может повлиять решение Минпромторга исключить из перечня параллельного импорта товары некоторых зарубежных автомобильных брендов. Цель инициативы — защитить российских производителей, выпускающих аналогичные автокомпоненты. Однако по оценкам специалистов, инициатива может привести к еще большему повышению цен на запчасти (до 90%), так как продукция российских компаний составляет не более 5% оборота послепродажного обслуживания авто.

Также Минпромторг аргументировал сокращение перечня желанием сократить количество контрафактной продукции. Эксперты отмечают, что сейчас на рынке действительно сложилась благоприятная ситуация для поддельных комплектующих, которые можно купить по заниженной цене. Учитывая контекст, эксперты ищут и предлагают решения, которые помогут стабилизировать российский рынок автозапчастей и в дальнейшем его развивать — например, поднять индустрию восстановления б/у комплектующих в стране.

Почему штормит рынок автозапчастей

Ещё в 2023 году в Госдуме предложили поддержать на государственном уровне индустрию по восстановлению бывших в использовании запчастей. В этом вопросе законодатели ориентируются на иностранный опыт. Многие страны субсидируют эту промышленность как «циркулярную экономику». Так, в Евросоюзе еще с 2005 года действует закон, согласно которому для ремонта автомобилей можно использовать подержанные запчасти.

Вот и российские парламентарии предлагают проработать новый алгоритм утилизации транспорта с переиспользованием годных комплектующих, за исключением ремней и подушек безопасности, блоков электронного управления, фильтров, глушителей и устройств, связанных с рулевым механизмом. Контролировать качество планируют путем внедрения специальной маркировки и разработки стандартов для предприятий по восстановлению комплектующих. Появление нового источника запчастей позволит страховым компаниям быстрее направлять автомобили на ремонт.
К сожалению, об инициативе уже больше года нет новостей — всё закончилось на поручении правительства Минэку, Минфину и Минпромторгу рассмотреть возможность создания индустрии. К законопроекту могут вернуться уже после того, как будут внесены изменения в страховое законодательство. Сейчас СТО не могут использовать б/у комплектующие по закону. Но в конце весны Минпромторг уже подготовил изменения в техрегламент для ремонта автомобилей.
Динамика автосервисов

Изменения Минпромторга затронут не только источники запчастей, но и места их установки. Если регулятор примет правки в технический регламент, дилеры могут лишиться главного преимущества — оригинальных новых запчастей. Всё больше автовладельцев будет выбирать самостоятельный ремонт или ремонт в гаражах, что уже происходит. Однако и тут есть проблемы: в частности, большинство гаражных мастерских работает в серую и не сильно заботится о технике безопасности. Не проходит и месяца, чтобы в региональных сводках не проскочила новость о пожаре на территории гаражного кооператива.

В то же время автовладельцы рискуют столкнуться с обманом в частных сервисах — можно с лёгкостью получить обратно машину без внутренностей.
Определенные нюансы связаны и с законодательством. Дело в том, что с 1 сентября 2022 года многие гаражные мастерские работают незаконно из-за поправок к ГК РФ. Правительство разрешило изымать нежилую собственность, если та используется не по назначению. Гаражи, а также машиноместа могут быть проданы с аукциона, если хозяин организовал на их месте автосервис.

Угрозу для автосервисов представляет и реорганизация промышленных зон в российских мегаполисах. На месте гаражных кооперативов и заводских построек появляется жилье, торговые и бизнес-центры, при этом места для мастерских зачастую не предусмотрено. Обычно техцентры не являются собственниками помещений, и при реновации промзон вынуждены съезжать. По статистике за десять лет работы автосервис может поменять локацию до пяти раз. Чтобы решить проблему, эксперты предлагают оставлять место для автосервисов в паркингах жилых комплексов. Таким образом мастерские будут в шаговой доступности для водителей, при этом они будут защищены от рисков переезда.

Специалисты подчеркивают, что несмотря на все недостатки, услуги гаражных мастерских пользуются спросом — в первую очередь, из-за дешевизны. Они предлагают не запрещать такие сервисы, а дать им возможность легализоваться. Некоторые эксперты прогнозируют, что число частных мастерских будет только увеличиваться — их начнут открывать уволенные сотрудники сервисов, которые могут потерять клиентов из-за дорогого обслуживания.