Почему штормит рынок автозапчастейС начала года стоимость автозапчастей
выросла на 13%, по некоторым позициям рост составил 50%. Тренд затронул не только европейские марки, но и китайские автомобили. Эксперты отмечают, что на цену деталей влияет целый спектр факторов: инфляция, удорожание логистики, проблемы с оплатой.
Все чаще страховые компании
отказываются восстанавливать автомобили по страховке и предлагают заменить натуральное возмещение денежными выплатами. Многие автовладельцы ищут обходные пути, самостоятельно ищут и привозят запчасти для ремонта из соседних стран — например, Казахстана и Беларуси — а страховые оплачивают их стоимость и дальнейшие работы.
При этом стоимость запчастей в этих странах порой оказывается ниже. Так, в Беларуси
действует регулирование цен на комплектующие. По закону надбавка импортера и торговая надбавка не могут превышать 45% и 35% от стоимости детали соответственно. Эксперты
отмечают, что такая законодательная мера привела к снижению закупочной цены на запчасти, особенно китайские.
На общую ситуацию также
может повлиять решение Минпромторга исключить из перечня параллельного импорта товары некоторых зарубежных автомобильных брендов. Цель инициативы — защитить российских производителей, выпускающих аналогичные автокомпоненты. Однако по оценкам специалистов, инициатива может привести к еще большему повышению цен на запчасти (до 90%), так как продукция российских компаний составляет не более 5% оборота послепродажного обслуживания авто.
Также Минпромторг аргументировал сокращение перечня желанием сократить количество контрафактной продукции. Эксперты
отмечают, что сейчас на рынке действительно сложилась благоприятная ситуация для поддельных комплектующих, которые можно купить по заниженной цене. Учитывая контекст, эксперты ищут и предлагают решения, которые помогут стабилизировать российский рынок автозапчастей и в дальнейшем его развивать — например, поднять индустрию восстановления б/у комплектующих в стране.
Почему штормит рынок автозапчастейЕщё в 2023 году в Госдуме предложили
поддержать на государственном уровне индустрию по восстановлению бывших в использовании запчастей. В этом вопросе законодатели ориентируются на иностранный опыт. Многие страны субсидируют эту промышленность как «циркулярную экономику». Так, в Евросоюзе еще с 2005 года действует закон, согласно которому для ремонта автомобилей можно использовать подержанные запчасти.
Вот и российские парламентарии предлагают
проработать новый алгоритм утилизации транспорта с переиспользованием годных комплектующих, за исключением ремней и подушек безопасности, блоков электронного управления, фильтров, глушителей и устройств, связанных с рулевым механизмом. Контролировать качество планируют путем внедрения специальной маркировки и разработки стандартов для предприятий по восстановлению комплектующих. Появление нового источника запчастей позволит страховым компаниям быстрее направлять автомобили на ремонт.