Что за база данныхКамеры, сенсоры, компьютеры и другие системы на борту транспортных средств потенциально могут генерировать терабайты данных ежедневно. Это намного более существенные объемы по сравнению с тем, что мы сами оставляем в соцсетях. Плюс — автоданные — достаточно чувствительная область с точки зрения контроля за перемещением личного и коммерческого транспорта и других нюансов, связанных с его использованием.
Поэтому вопрос о правах на такую информацию в особенности актуален. Однако российское законодательство пока
не даёт на него ответа. По факту автоданными распоряжаются те, к кому они ближе — то есть автопроизводители. Если автомобиль подключён к интернету, данные могут отправлять прямиком на корпоративные серверы по умолчанию.
В прошлом году рабочая группа под руководством специалистов НП «ГЛОНАСС» предложила отрегулировать этот момент: передать данные в собственность владельцев транспортных средств и собирать их централизованно на уровне государства. Для реализации проекта хотят сформировать масштабную базу «Автодата». Её
разрабатывают Росавтодор, Минпромторг, отечественные производители и ИТ-компании, а Росстандарт
уже одобрил ГОСТ с перечнем собираемой информации.
Как это может работатьАвтоданные предлагают разделить на обязательные и добровольные. К первой категории отнесут информацию для решения государственных и общественных задач, обеспечения безопасности и эффективности дорожного движения. Это — слежение за беспилотниками, оптимизация трафика и управление парком карет скорой помощи (и других спецслужб).
Во второй категории будут данные автолюбителей, которые решат поделиться информацией об эксплуатации автомобиля (условной телематикой) в обмен на какие-то привилегии — например, скидки на страховые полисы. К слову, такие продукты уже предлагает ряд СК (
с переменным успехом).
Задачу по сбору данных, скорее всего, возложат на автопроизводителей. Согласно текущей редакции законопроекта, они
должны раз в минуту определять местоположение и скорость движения транспортных средств и мониторить системы помощи водителю, а каждые полчаса — считывать информацию о техническом состоянии машины: тормозах, двигателе, осветительных приборах. Все эти (и многие другие) сведения будут поступать на платформу «Автодата» с интервалом в пятнадцать минут с указанием VIN-номера транспортного средства.
Что беспокоит индустриальных игроковПо словам автопроизводителей, принятие нового законопроекта неминуемо
приведёт к росту цен на автомобили. Большинство из них уже оснащают телематическими системами, но для удовлетворения требований стандарта такие системы
придётся модифицировать — например, изменить протоколы передачи данных. Кроме того, непонятно что делать со старым парком автомобилей, поскольку многие транспортные средства на дорогах вообще не оснащены какими-либо сенсорами.
Представители ГАЗ, в свою очередь,
считают, что «Автодата» сформирует неконкурентную среду. По сути, на рынке появится монополия, которая подомнёт под себя всю информацию о транспортной системе. Это создаст риски раскрытия инсайтов о грузоперевозках, что может стать проблемой для компаний, где подобное знание является коммерческой тайной.
Ряд экспертов беспокоят трудности, связанные с информационной безопасностью. В частности, объединение автопроизводителей России (ОАР) отмечает, что БД подобного масштаба создаёт угрозу утечек персональных данных. Информация позволит идентифицировать конкретный автомобиль и его владельца, отследить его точное местоположение.
По этой причине эксперты
призывают ограничить сбор данными, необходимыми исключительно для обеспечения безопасности дорожного движения. Аналогичной точки зрения придерживаются в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По их словам, подобные инициативы необходимо внедрять на добровольной основе — это общемировая практика.
В любом случае законопроект будет доработан с учётом предложений участников рынка, чтобы отрегулировать доступ к данным. Какие именно механизмы будут реализованы, нам всем еще предстоит увидеть.