Технологии отвлекаютЕще в конце 80-х годов американские ученые
оценили, насколько успешно пилоты вертолетов обрабатывают информацию на дисплеях в кабине. Итог оказался неутешительным — когнитивная перегрузка повышала вероятность возникновения аварийной ситуации. К похожим выводам
приходят исследователи, изучающие поведение водителей на дорогах.
Еще в 2017 году специалисты из американского Фонда безопасности дорожного движения
подтвердили, что работа с системой навигации, телефонные звонки, а также выбор радиостанции и регулировка громкости отвлекают от дороги. Ситуация усугубилась с распространением крупных сенсорных экранов, которыми сложно управлять на ощупь.
В конце лета группа немецких исследователей
провела эксперимент. Они попросили испытуемых выполнить серию простых операций — включить любимую радиоволну, настроить климат и так далее. В это время машина двигалась по полигону на скорости 110 км/ч. Время выполнения всех действий в автомобилях с сенсорными экранами составило 20–40 секунд (в зависимости от марки и модели). Но в семнадцатилетнем универсале с обычными кнопками аналогичная последовательность операций заняла всего 10 секунд.
Очевидно, что чем дольше водитель не смотрит на дорогу, тем выше вероятность ДТП. По этой причине в США
происходит 3–4 тыс. аварий ежегодно. В Европе примерно
каждое десятое ДТП — из-за смартфона. По России такой статистики нет, но, скорее всего,
значения сопоставимые.
При этом цифры учитывают только водителей, признавших, что в момент столкновения они писали сообщение или меняли радиостанцию. Делают они это неохотно — часть осознает вину, и им стыдно, другие опасаются финансовых последствий. В общемировой практике отвлечение за рулем
служит своеобразным «отягчающим обстоятельством», поэтому страховые компании могут отказывать в выплате и ремонте (если это прописано в договоре).
Технологии помогают (?)Когда западные инженеры осознали опасность большого количества дисплеев в кабине пилота, они пересмотрели подход к разработке вертолетов. Сегодня в автомобилестроении идут аналогичные процессы. Концерны внедряют решения, призванные снизить отвлекающие факторы — например, голосовые команды и управление жестами. Однако все эти инструменты до сих пор несовершенны.
И исследования показывают, что они могут быть такими же опасными, как и уже имеющиеся технологии, которые стремятся заместить. Еще три года назад группа профессоров из Университета Юты
подтвердила, что голосовые команды повышают когнитивную нагрузку на водителя. Их точность оставляет желать лучшего, а выполнение занимает длительное время.
В теории системы автопилота должны решить проблему с отвлечением за рулем. Водители смогут заниматься чем угодно, за обстановкой будут следить камеры и сенсоры — но до этого момента еще очень далеко. Пока современные умные системы все-таки создают ложное чувство полной безопасности.
Выход регуляторовВопрос отвлекающих факторов за рулем решают и в законодательной сфере. Однако здесь встречаются поразительные ситуации. В 2020 году в Германии водитель попытался изменить скорость работы стеклоочистителей — соответствующая настройка была «зашита» в инфотейнмент систему. В итоге он потерял управление, попал в ДТП, а также
получил штраф. Суд посчитал, что водитель нарушил правила поведения за рулем, и фактически приравнял сенсорный экран мультимедийной системы к смартфону.